Чем традиционные русские банные ритуалы поражали иностранцев?

Классическая русская баня - это важная часть культуры русского человека, где можно подлить воду на раскаленные камни, поддавая жару и хлопая себя душистым веником. Всем известны японские офуро, финская сауна, турецкий хаммам, но одна только классическая русская баня устрашала иностранцев своей температурой, поднимающейся до 100 градусов по Цельсию, горячим паром, хлестанием вениками и нырянием в воду или снег. Для непосвященного взгляда это выглядело истязанием своего тела.
По мнению иностранцев в русской бане парились только умалишенные или героические люди. На одних этот традиционный банный ритуал оказывал настоящий нескрываемый ужас, для других это был своеобразный способ разобраться в душе исконно русского человека, которому парение всегда было важно.
Здесь вспоминаются слова Федора Михайловича Достоевского, который писал о загадочной русской душе и ее потребности страдать. Зарубежных гостей удивляло, почему русские настаивают на дружеском походе в парную, полагая невозможным завести дружеские отношения, не побывав вместе в бане и не отведав кушаний за общим столом, представляя банные традиции и застолье незаменимыми.
Совместный ритуал парения
Есть множество записей от зарубежных путешественников, свидетельствующих о существовании на Руси парных, в которых мужики и бабы парились совместно. А как было на самом деле?
В разных странах, например, в Японии, Турции или Финляндии, заведения для мытья делились на мужские и женские, в русских же деревнях они были общими. Иностранцы находили это необычным, потому что в их странах совершенно неприемлемо. Действительно, крестьянские деревенские бани посещали одновременно лица обоего пола, но лишь объединенные родственными узами, незнакомцам вход в нее был недоступен, она была предназначена только для членов семьи.
Лишь в XVIII веке Екатерина II издала указ, гласящий о том, чтобы бани для мужчин и женщин были разделены. Этот указ был частью ряда реформ, направленных на улучшение общественного порядка и здоровья населения.
Банные традиции
Деревенские бани затапливались в основном по субботам и праздничным дням. Сначала парную посещали мужчины и дети, и только затем женщины. Главный в семье - мужчина замачивал веники в емкости с горячей водой, затем держал их над раскаленными камнями, одновременно брызгая на них воду, до той поры пока веник не становился ароматным и мягким, а листья переставали прилипать к телу. После подготовки начинался ритуал парения.
Если баню затапливали по "белому", то дым уходил через трубу, и воздух в парной оставался относительно чистым. При мытье по "черному" дым не выходил наружу, а шел прямо в парную, затем от него избавлялись путем проветривания, обдавая стены холодной водой, чтобы впоследствии париться в этом помещении.
Строительство первых общественных парных
В XVII веке по указанию царя Алексея Михайловича начали возводить общественные бани. Размещали их в основном вдоль рек для удобства подачи воды. Они имели различные помещения для разных нужд: мыльные, парилки и раздевалки. В этих заведениях было принято париться вместе: и мужчинам, и женщинам, и детям. Этот социальный аспект был неотъемлемой частью русской культуры того времени, чему иностранцы поражались, поскольку это шло вразрез с их моралью. Они даже целенаправленно приезжали в Россию, чтобы лицезреть столь удивительное зрелище. Иностранцев удивляло, как голые бабы и мужики выбегали на улицу и прыгали в ледяную речную воду.
Взаимосвязь банных традиций со свадебными обычаями
Заграничных гостей удивляло тесное переплетение банных обрядов с русскими свадебными традициями. Перед свадьбой невеста совместно с матерью жениха посещала баню – так будущая свекровь могла удостовериться в здоровье и невинности девушки. Будущие супруги по традиции мылись перед брачной церемонией, а на следующий день после брачной ночи отправлялись в баню вдвоем. Этой традиции следовали даже члены царской семьи.
Заметки иностранных врачей, путешественников и писателей
Антонио Санчес – знаменитый врач, родом из Португалии, долго жил и работал в России во времена Елизаветы Петровны. Он был личным врачом при российском дворе и оставил множество трудов на медицинские темы. Одна из его известных работ «Уважительное сочинение о русских банях».
В этой книге Санчес подробно описал русские бани, их устройство, влияние на здоровье, традиции пользования. Его труд был одним из первых комплексных описаний этого явления для западноевропейского читателя и вызвал немалый интерес. Санчес отмечал пользу бани, как средства поддержания гигиены и здоровья, а также восхищался русскими обычаями.
Арабскому путешественнику Абу Бекри русская парная казалась чем-то очень необычным и любопытным. Для людей, выросших в регулярной банной традиции, использование веника, горячего пара и поливание камней водой – целый ритуал, а для пришельца из другой культуры – странный, удивительный, при этом привлекательный обряд. Бекри явно был впечатлен: вместо обычных купален – целый магический обряд очищения!
Бернгарда Таннера, путешественника из Чехии, удивили русские банные ритуалы и он написал о своих впечатлениях, как придя в парную покрытыми чехи сразу увидели, что дверь и окна нараспашку, а в бане жарко. Русские без какого-либо стыда, абсолютно голые, бегали туда-сюда без стеснения и хохотали над одетыми чехами. Прислуга отсутствовала, банщика не было, цирюльника не наблюдалось, а чтобы принести воды, надо было спускаться к самой реке.
Ганс Айрман, известный немецкий путешественник, описавший интересные факты о своих путешествиях, в том числе о посещении русской бани, упомянул, что для очищения тела в бане русские используют веник, сделанный из березовых прутьев, а не скребки. Для многих иностранцев это было довольно необычным.
Европейцы в те времена использовали скребки для очищения кожи, и уход за телом был довольно ограничен. Поскольку регулярные водные процедуры были редкостью, чтобы скрыть неприятный запах, люди использовали духи.
Писатель из Франции, Теофиль Готье, уделил внимание традиционному ритуалу парения в России в своем произведении «Путешествие по России». Его наблюдения касаются важности бань в российской культуре. Во фразе, что “под своей рубашкой русский мужик чист телом”, он подчеркивает, видимо, что для крестьянина на Руси ритуал посещения парной был важным элементом личной гигиены и здоровья, а также символом традиционного отношения к чистоте.
Пораженные экстремальностью банных процедур заграничные гости писали, что после посещения парной, чувствуешь себя обновленным, укрепленным и удовлетворенным. Волновавшие еще вчера проблемы, больше не беспокоят. Видимо, в этом и заложен смысл банных ритуалов.
Преемственность русской культуры иностранцами
Многие зарубежные гости, остановившиеся в России, парились с большим энтузиазмом, чем русские. В городах работали заведения для элиты, похожие на европейские клубы, такими были знаменитые во всем мире московские Сандуновские бани, которые традиционно посещали аристократы.
Со временем традиция посещения парных, похожих на русские бани, прижилась и в странах Европы. Особенно большое распространение такие заведения получили среди немцев, которые стали одними из самых искренних поклонников бани. Западные соседи редко подчеркивали русское происхождение этой традиции, предпочитая говорить о бани, как о собственной культурной находке. Но именно знакомство с этим опытом стало для них новым этапом развития культуры – посещение парных превратилось не просто в способ поддержания чистоты, а в целую философию отдыха и восстановления.
Теги материала: